№ 5 (40) 2021
29.10.21г.
Выходные данные:
5(40)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Загрузить | PDF, 1058Kb
Географические науки
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДНОГО РЕЖИМА РЕКИ ОНИКС (долина Райт, Антарктида)
Анализируется водный режим реки Оникс за период 1969–2018 гг. Для этого используются данные водомерных наблюдений антарктических программ Новой Зеландии и США. В результате определены средние годовые значения стока реки Оникс, рассчитаны основные характеристики стока, построены гидрографы стока за исследуемый период, выполнена оценка долгосрочных изменений в динамике годового стока методом линейной регрессии, проверена ее статистическая достоверность.
Ключевые слова: ледник, озеро, водомерный пост, водный режим, гидрограф, расход воды, сезон стока, динамика стока.
Загрузить | PDF, 877Kb
Исторические науки
ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА В ЗЕМЛЯХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН НАКАНУНЕ ПОЯВЛЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Анализируются работы современных историков по проблеме этнического разнообразия в землях восточных славян раннего средневековья. Поднимаются вопросы формирования государственности, влияния различных этносов на политогенез и их взаимодействие между собой. Рассматриваются варианты происхождений этнонимов. Затрагивается вопрос общественно-политического развития славянских племен.
Ключевые слова: этнос, политогенез, государственность, славяне, русь, племя
Загрузить | PDF, 610Kb
ВЗГЛЯДЫ И КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННЫХ АНТИНОРМАНИСТОВ
Обозреваются точки зрения современных историков-антинорманистов по вопросу этнической принадлежности племени русь, ее первоначального географического расположения.
Ключевые слова: племя русь, варяги, вагры, ободриты, ругии, восточные славяне, южная Балтика, гаплогруппа
Загрузить | PDF, 593Kb
Педагогические науки
ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается языковое образование как один из ведущих компонентов для успешного развития личности. Отмечается значимость и необходимость изучения иностранного языка с младшего школьного возраста. Рассматривается коммуникативная функция языкового образования. Представлены возможности общеобразовательных дисциплин, которые находятся в межпредметном взаимодействии с иностранным языком и помогают расширить сферу освоения иностранного языка в образовательном процессе начальной школы.
Ключевые слова: языковое образование, начальная школа, иностранный язык, коммуникация, образовательный процесс, межпредметные связи, развитие личности
Загрузить | PDF, 663Kb
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматривается процесс формирования исследовательских умений в школьном курсе биологии. Определяется значимость формирования исследовательских умений и возможности школьного курса биологии для их развития. Раскрывается потенциал темы «лекарственные растения Волгоградской области» при изучении на уроках биологии.
Ключевые слова: исследовательские умения, формирование умений, педагогические задачи, умения, исследование, лекарственные растения
Загрузить | PDF, 594Kb
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлен анализ проблемы формирования эмоционального интеллекта у детей в дошкольном возрасте. Обоснована роль игровой деятельности в формировании эмоционального интеллекта детей. Особое внимание уделено разработке и экспериментальной апробации модели процесса формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, психоэмоциональное развитие детей, эмоциональные проявления, эмпатия
Загрузить | PDF, 574Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА ХРОНОЛИНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (на примере «Судового журнала миссионерской плавучей церкви “Святитель Иннокентий”» Н. Агафонова)
Рассматривается вопрос применения хронолинии на уроках литературы как инновационного приёма. Приводится пример использования данного приёма на уроке в старших классах, посвященного изучению духовной литературы, а именно «Судового журнала миссионерской плавучей церкви “Святитель Иннокентий”» Н. Агафонова.
Ключевые слова: методика преподавания литературы, инновационные технологии, клиповое мышление, хронолиния, «ОСЗ. Хронолайнер», ИКТ
Загрузить | PDF, 999Kb
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Рассматриваются особенности применения метода коммуникативных игр как средства формирования навыков межкультурного общения на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Представляется разработка серии коммуникативных игр для УМК “Spotlight 8”.
Ключевые слова: развитие личности ребенка, иностранный язык, английский язык, коммуникативные игры, игры на уроках английского языка, ролевые игры, социальные роли, УМК “Spotlight 8”
Загрузить | PDF, 615Kb
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»
Выявляются возможности проектных технологий в формировании познавательного интереса. Рассматривается тематика проектов, используемых в школьном курсе «Общая биология», для формирования у учащихся данного личностного образования, а также анализируется их эффективность.
Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, проекты, проектные технологии, образовательные технологии
Загрузить | PDF, 687Kb
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ МАГИСТРАНТОВ: ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ
Раскрывается понятие коммуникативной компетенции и специфика её развития в магистратуре в процессе обучения иностранному языку. Анализируются основные компоненты коммуникативной компетенции: лингвистический, социолингвистический и прагматический. Приведены результаты самооценки сформированности коммуникативной компетенциями магистрантами Волгоградского государственного социально-педагогического университета в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной коммуникации».
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, лингвистический компонент, социолингвистический компонент, прагматический компонент, коммуникация, общепрофессиональные компетенции магистранта
Загрузить | PDF, 636Kb
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ
Процесс внедрения инклюзивного образования требует объединения всех направлений научных исследований и создания специфической системы мониторинга, которая бы удовлетворяла запросы руководителей образовательных систем и работников методических служб на своевременную, полную, адекватную информацию о развитии инклюзивного образования и процессе построения инклюзивной образовательной среды в школе.
Ключевые слова: инклюзивное образование, мониторинг инклюзивного образования, принципы, объекты и субъекты мониторинга, виды мониторинга, процедура подготовки и проведения мониторинга, результаты мониторинга
Загрузить | PDF, 698Kb
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА
Анализируются особенности мотивации студентов в высших учебных заведениях как элемент их профессионализации Представлены результаты исследования особенностей учебно-профессиональной мотивации, характерных для студентов второго курса.
Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация, студент, мотив, образование, профессия
Загрузить | PDF, 582Kb
Психологические науки
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СФЕРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Проведено исследование особенностей различия эмоционального интеллекта среди юношей и девушек, обучающихся в Волгоградском социально-педагогическом университете, которое в дальнейшем может помочь в разработке рекомендации по развитию эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональная культура, эмоциональный интеллект, личность, гендерные различия, Н. Холл
Загрузить | PDF, 696Kb
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья посвящена проблеме психологического сопровождения адаптации молодого педагога дошкольной образовательной организации. Описаны актуальные условия и факторы процесса профессиональной адаптации. Выявлены факторы, препятствующие эффективности данного процесса. Автор делится опытом организации процесса адаптации в условиях психологической службы в дошкольной образовательной организации (ДОУ).
Ключевые слова: профессиональная адаптация, молодой педагог, психологическая адаптация, трансактный анализ, арт-терапия, тренинги
Загрузить | PDF, 726Kb
САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ
Рассматривается саногенное мышление. Актуализируется саногенное мышление у подростков. Выявляется, что необходимо для развития саногенного мышления. Выделяются типы подростков с чертами саногенного мышления.
Ключевые слова: саногенное мышление, патогенное мышление, психологическое и соматическое здоровье, подросток, эмоции, рефлексия, управление поведением
Загрузить | PDF, 594Kb
Физическая культура и спорт
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СПОРТСМЕНА-ОРИЕНТИРОВЩИКА
Спортивное ориентирование рассматривается как один из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне волевых и эмоциональных напряжений. Для воспитания физических качеств и развития когнитивных функций применяют информационные технологии. Сотрудничество тренера и «компьютера» делает спортивное ориентирование более доступным для понимания различным категориям учащихся и улучшает качество его усвоения.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, информационные технологии, программные средства, игра-тренажер, техническая подготовка
Загрузить | PDF, 639Kb
Филологические науки
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ГОР И ОБЛАКОВ В РОМАНЕ ГЕРМАНА ГЕССЕ «ПЕТЕР КАМЕНЦИНД»: ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
На материале романа немецко-швейцарского писателя прошлого века Германа Гессе «Петер Каменцинд» рассматривается персонификация как фигура речи, активно используемая в данном произведении. Установлено, что наиболее часто в этом романе персонифицируются горы и облака. Выявлен высокий прагматический потенциал персонифицируемых природных явлений. Определены их ассоциативные признаки.
Ключевые слова: персонификация, автор, читатель, текст, текстовой пассаж, эмоция, чувство
Загрузить | PDF, 621Kb
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ ЕВГЕНИЯ ЛУКИНА «СЛЕПЫЕ ПОВОДЫРИ»
В статье с точки зрения проблемы патриотизма анализируется текст произведения «Слепые поводыри» Евгения Лукина. Выявляется развитие патриотических чувств героев и автора через описания, диалоги и мысли персонажей. Определяется исходная и финальная позиция героев и автора в сфере любви к Родине.
Ключевые слова: Е. Лукин, «Слепые поводыри», фантастика, патриотизм, образная система произведения, лексическая характеристика персонажей, проблема Родины, сравнительная характеристика персонажей
Загрузить | PDF, 593Kb
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОРТРЕТИРОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО МУЖА И ЖЕЛАЕМОЙ ЖЕНЫ НОСИТЕЛЯМИ КИТАЙСКОГО И РУССКОГО ЭТНОЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ
Описывается экспериментальное исследование семантического портретирования желаемого мужа и желаемой жены носителями китайского и русского этноязыкового сознания. Выявляются интегральные и дифференциальные признаки китайских и русских семантических портретов данных персон.
Ключевые слова: антропологическая лингвистика, лингвоконцептология, концепт «婚姻/брак», семантическое портретирование, анкетирование
Загрузить | PDF, 642Kb
ФЕМИНИТИВЫ И ГЕНДЕРНО-НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА В СФЕРЕ ИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ (на материале немецкого языка)
Рассматриваются особенности употребления феминитивов и гендерно-нейтральной лексики в сфере обозначения профессий в современном немецком языке.
Ключевые слова: немецкий язык, гендерная лингвистика, феминизм, феминитив, гендерно-нейтральная лексика, андроцентризм
Загрузить | PDF, 647Kb
Химия
ВЛИЯНИЕ НАНОЧАСТИЦ НА АКТИВНОСТЬ АМИЛАЗ РАЗЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Дана общая оценка развития нанотехнологий на современном этапе. Приведены данные о потенциальном риске присутствия наночастиц в окружающей среде и технологических средах. Рассмотрено влияние наночастиц диоксида титана и многослойных углеродных нанотрубок на активность амилаз растительного и микробного происхождения. Отмечена целесообразность изучения влияния наночастиц оксида алюминия на амилолитическую способность ферментов и результаты процессов пивоварения, базирующихся на ферментативном катализе.
Ключевые слова: нанотехнологии, наночастицы, влияние на биообъекты, амилолитическая способность, активность амилаз
Загрузить | PDF, 652Kb
Юридические науки
ПРАВОВАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Анализируется правовая и психолого-педагогическая характеристика девиантного поведения. Рассматриваются нормы, нарушаемые девиантным поведением.
Ключевые слова: девиантное поведение, несовершеннолетние, отклонение, негативная девиация, позитивная девиация, преступность
Загрузить | PDF, 602Kb
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Анализируется система нормативно-правового регулирования профилактики преступности несовершеннолетних в Российской Федерации. На основе данного анализа определяется роль и место образовательных организаций в ее предупреждении. Ключевые слова:
Ключевые слова: нормативно-правовой акт, система профилактики правонарушений несовершеннолетних, образовательные организации, органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних
Загрузить | PDF, 589Kb

Свидетельство о регистрации